По просьбе посетителей публикуем предварительные материалы о тунгусах (эвенках), проживавших на территории нынешнего Хилокского района.
Первые документы, сообщающие сведения о населении Забайкалья, относятся к середине XVII века. Они хранятся в Российском государственно архиве древних актов (РГАДА), архивах Академии наук и Института Истории Академии наук.
Эвенки (до 1930-х гг. именовались тунгусами) занимали к XVII веку значительную часть земель Сибири и Забайкалья. За подвижность, ум, гостеприимство, веселый нрав и относительную чистоплотность тунгусов в своё время прозвали «французами тундры и леса».
Тунгусов разделяют на оленных и конных. В Забайкалье первые жили в тайге, а вторые – ближе к степным районам. Соответственно, главными занятиями «оленных» были охота и рыболовство, а «конных» - охота и скотоводство. Жили тунгусы в берестяных чумах, на возведение одного из которых снимали берёсту обычно с трёх деревьев. Зимой чум, в свою очередь, покрывался шкурами. Мужчины и женщины кочевали пешком, ведя за собой оленей (коней), на которых позволялось сидеть только детям и больным.
Помимо мирной работы, мужчины всех родов обязательно участвовали в военных походах и грабительских набегах друг на друга или на иноплеменных соседей – хоринцев, табунутов, баргутов. После появления русских тунгусы довольно успешно осаждали Иргенский и Шилкский казачьи острожки..
Забайкальские тунгусы, по всей видимости, принадлежали к двум племенам, что определил ещё в 1654 году П.И. Бекетов.
Первое племя – это нелюды (нелюли или «лелюли»), возглавляемые известным князем Гантимуром. Они общались между собой на так называемом урульгинском диалекте.
К нелюдам принадлежал род Шунин (Шунил), расселившийся к середине XVII века в верховьях и отчасти по среднему течению реки Хилок. Центром рода был район озера Иргень. Кроме того, в верховьях Хилка могли охотиться представители нелюдских родов Баягир, Почегор, Кайзой и Луникир (Луникер) *. Баягиров относят к конным охотникам.
Другим племенем тунгусов были намяты (намясинцы), использовавшие в разговоре маньковский диалект. В верховьях Чикоя, Блудной и Унго проживали представители намятских родов Харанут (Хара-Намят) и Поинкин (Поинкир). Скорее всего, все намяты были «конными» тунгусами.
Расселение эвенков (тунгусов) в Забайкалье в середине XVII века (по Б.О. Долгих).
Красным выделены границы нынешнего Хилокского района (контур слегка раздвинут для читаемости названий)
Численность тунгусов и их расселение можно определить по безупречному историческому источнику – финансовым документам, зафиксировавшим количество дани (ясака) и место сбора. Каждая единица ясачного обложения – это трудоспособный мужчина, сдававший в год по одной шкурке соболя или лисы (в зависимости от «скудности»). Конные тунгусы ясак вносили скотом.
Если у шунинцев в 1680 году числилось 50 плательщиков ясака, то всего их должно быть 250 человек. Возможно, к данной цифре можно прибавить ещё какое-то число «необъясаченных» семей, что в целом не изменит картины слабой заселённости региона.
В отписках П.И. Бекетова отмечается, что местные жители разбегались во время прохода по долине реки Хилок экспедиции 1654 года. Очевидно, тунгусы к тому времени прослышали о появлении новых сборщиков ясака. И хотя дань была сравнительно невелика, население предпочитало не платить и её, так как ясак здесь уже собирался местными князьками.
После того, как по Хилку проследовали первые русские землепроходцы (1653-1654 гг.), на десяток лет эта река сделалась главным путём «в Даурию». С возведением Телембинского и Селенгинского острогов открылось движение вдоль реки Уда, и маршрут по долине Хилка была заброшен. Однако, несмотря на возврат привычных условий существования, тунгусы отсюда мигрировали, а возможные оставшиеся должны были ассимилироваться постепенно продвинувшимися с низовьев Хилка хоринцами.
В центральной части Хилокского района, а также на восток и юг от долины реки Блудная и Арей многие местные названия – Хилогосон, Улеты (?), Ханхасан, Жимыкет, Алагей, и др. – тунгусского происхождения.
* Луникирский род имел много других названий – Уникирский, Нгунигирский, Сарадульский («шарадувов»), Сенкагирский («Чапкагирский»). Возможно, так именовались ответвления рода.
Лит.: Василевич Г.М. Эвенки. Историко-географические очерки (XVIII – начало ХХ века). М.: Наука, 1969. 304 с.; Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 622 с.