История сада железнодорожников Дворца культуры имени В.П. Чкалова начинается в конце XIX века. Когда на станции Хилок началось возведение конторы 5-го участка службы пути и зданий, прилегающий участок леса был вырублен не полностью.
План ст. Хилок из альбома чертежей Забайкальской ж.д. 1900 г.
Контора службы пути отсутствует, а на места будущего сада отмечены кусты и деревья.
На север от конторы решили устроить место отдыха, для чего в штатах участков закладывалась ставка садовника. На эту должность в 1900 году с окладом 720 рублей в год был принят Дмитрий Галахов *. По сведениям старожила города П.К. Галенко (1894-1993), проживавшего в Хилке с 1911 года "путейцы посторонних в сад не пускали".
Сад 7-го ** участка пути и зданий на схеме посёлка при ст. Хилок. 1908 г.
Размещение сада службы пути при наложении на спутниковый снимок (2022 год) центральной части г. Хилок.
Здание конторы участка, а затем дистанции службы пути с 1980-х годов занимает районный военный комиссариат.
Служащие конторы и старшие рабочие в саду 8-го участка пути и зданий. 1912 год. Подлинник хранится в архиве семьи Ежковых.
В центре за столом в белой фуражке – начальник участка Страдин, справа заместитель начальника Кардополов и ещё правее счетовод конторы М.С. Ежков. Крайний слева в третьем ряду стоит Отликин Г.П, перед ним сидит Отликин В.П. Пятый слева в верхнем ряду – конторщик П.М. Баялов
Сад 8-го участка пути и зданий на схеме посёлка ст. Хилок. 1913 г.
Пересекающиеся под прямым углом аллеи в вечернее время освещались фонарями (см. фотоснимок выше)
До начала 1930-х гг. северо-западная часть площади сада (где в начале века стояло «общественное собрание») была занята под небольшой стадион, а затем с восточной стороны началось возведение трёхэтажного здания Дворца культуры. Территория сада сократилась, но при этом стала благоустраиваться. Появились новые скамьи, беседки и деревянные арки, волейбольная, городошная и большая танцевальная площадки. Дорожки обрамлялись аккуратными заборчиками.
В годы войны все крупные деревья в саду были срублены на дрова, но оставшихся насаждений хватало для отдыха выздоравливающим раненым госпиталя 1937, размещавшегося в здании ДК.
В 1930-1960-е годы сад железнодорожников пользовался успехом. Ежегодного открытия ожидало всё население посёлка (позднее города). Во время гуляний и других мероприятий с посетителей за вход бралась умеренная плата.
Помимо того, на территории сада проводились слёты пионеров, совещания железнодорожных коллективов, действовал городской летний лагерь для младших школьников
Участники совещания передовиков производства. 5 июня 1956 года
В начале 1960-х годов на возвышенной части сада были поставлены «взрослые» и «детские» качели-лодочки, а также карусель с деревянными фигурами животных. Периодически работал пневматический тир и действовали незатейливые аттракционы – «бочка счастья» (2 копейки билетик) и т.п.
Физкультурная зарядка городского детского лагеря на танцевальной площадке. Фотоснимок из фонда семьи Неуструевых. 1970-е гг.
Площадь сада помогали убирать ветераны труда ст. Хилок. Фотоснимок из фонда В.П. Земскова
В начале 1980-х годов летом танцевальная площадка была открыта до четырёх (!) дней в неделю, а на деревянной эстраде меняли друг друга три (!) сменных состава вокально-инструментального ансамбля.
Вместе с известной «перестройкой» наступил спад популярности сада, и прежние аттракционы разобрали по причине технического износа (в 1990-х годах была неудачная попытка установить несколько новых). Несмотря на безвременье, в саду продолжали устраиваться мероприятия и, в частности, сюда до последнего времени регулярно приходили на прогулки учащиеся начальной школы № 11
Сад железнодорожников ст. Хилок в мае 2011 года. Здание Дворца культуры им. Чкалова ещё несёт приятную окраску
Несмотря на свободный («демократический») доступ на территорию, в дневные часы здесь ещё могли отдохнуть горожане. Однако, весной 2022 года началась «реконструкция» того сада железнодорожников, каким его знали на протяжении века.
Территория бывшего сада культуры и отдыха железнодорожников ст. Хилок. Август 2022 г.
Примечание
Фотоснимки сада из фондов музея и предоставленные жителями г. Хилок размещены в материале Сад железнодорожников ст. Хилок в 1950-1970-х гг.
* Точно такой же оклад имели машинисты паровоза III класса.
Садовник 6-го участка пути в Могзоне Ефим Офицеров должен был получать 600 руб. в год.
** Нумерация участков периодически менялась.
В.Ф. Петров